header_logo

Кликни и арендуй!

Удобный каталог бизнес центров Москвы

Супер предложение в ММДЦ Москва — Сити. Аренда готового к въезду мини офиса 17 кв.м. по цене 60 000 рублей в месяц. Подробности по телефону.
По вопросам аренды +7 495 768-60-14 (пн. - пт., с 09:00 до 18:00)

Коворкинги: Мини-офисы для стартапа

Через пять-шесть лет большинство офисных работников будут работать удаленно. Эта тенденция уже заметна и сегодня — коворкинги, как форма организации труда, становятся популярны не только в США и Европе, но и в России.

В Москве коворкинг появился около пяти лет назад. Впрочем, это достаточно новое понятие для всего мирового бизнеса — первое пространство для совместной работы организовал в Сан-Франциско программист Бред Ньюберг в 2005г.

По мере совершенствования коммуникационных технологий популярность работы в удаленном доступе растет в тех отраслях, где работа завязана не на производственный процесс, а на выполнение конкретных проектов. Во многом это обусловлено экономическими причинами: компании сокращают издержки на аренду, электроэнергию и коммунальные услуги. Сотрудники, в свою очередь, экономят на транспорте и питании, не теряют времени на дорогу в офис и обратно.

Так, в США на удаленный формат приходится около 10% от общего количества рабочих мест. Значительная их доля организована в коворкинговых центрах. По данным немецкого специализированного портала о коворкинге DeskMag, 54% посетителей коворкингов — фрилансеры, 27% — сотрудники компаний. Раньше, до «поселения» в коворкинге, 58% из них работали дома, 22% — в традиционном офисе. Более 60% тех, кто попробовал удаленный доступ, возвращаться к работе в офисе не собираются.

О тенденции в России

В России этот тренд еще не так сильно выражен, но, по прогнозам специалистов международной консалтинговой компании в сфере коммерческой недвижимости CBRE, уже к 2020г. только семь сотрудников из десяти будут работать в офисе. Пока же, как считает директор отдела глобальных корпоративных услуг CBRE Лидия Александрова, развитию сегмента коворкингов препятствуют устоявшиеся в России привычки в организации работы.
Очевидный плюс тут в том, что арендовать несколько рабочих мест в таких центрах выгоднее, чем содержать полноценный офис. Сэкономить можно также за счет найма части персонала в регионах, где ниже уровень заработной платы (правда, рынок на периферии еще не сформирован из-за неустойчивого и низкого спроса на такие помещения).

Отметим, что с весны прошлого года дистанционная работа имеет полноценный правовой статус, на нее распространяется действие всех норм трудового законодательства: принятый ФЗ-60 регламентирует деятельность фрилансеров. Инициатором принятия этого закона выступил российский премьер Дмитрий Медведев. По его мнению, Трудовой кодекс нужно было изменить «под нужды тех, кто любит работать, раскачиваясь в гамаке».

Рамки формата

Сегодня в Москве насчитывается около 40 коворкинг-центров. Хотя, по словам Лидии Александровой, есть еще некоторое количество небольших объектов (50-100 кв. м), которые не поддаются учету. Наиболее известные в Москве КЦ-проекты — «Рабочая станция», To-Do-Club в центре Digital October, «Фабрика», Union Place (два объекта), SM Moscow-City, DI Telegraph. На территории дизайн-завода «Флакон» работают сразу три коворкинг-центра: Flacon Coworking, Start Hub и «Коворкафе». Есть городские коворкинги — в ВАО, САО и СВАО. До конца текущего года, как информирует сайт ГБУ «Малый бизнес Москвы», планируется открыть коворкинг в ЦАО, а в следующем году под городской юрисдикцией начнут работу объекты в ЮВАО, ЮАО и Центральном доме предпринимателя.

Старший консультант отдела стратегического консалтинга компании JLL Дмитрий Глубоковский говорит, что ценовая политика в коворкингах, как и для всех объектов недвижимости, в основном зависит от месторасположения, поскольку качество помещений примерно сопоставимое. В центре в пределах ТТК цена аренды составляет порядка 13 тыс. руб. в месяц за рабочее место. За пределами ТТК — около 9 тыс. руб. Так, в КЦ Flacon Coworking месячная стоимость составляет 11 тыс. руб., за неделю — 3,5 тыс. руб. А, скажем, в Union Place за месяц нужно выложить почти 12 тыс. руб.

Дополнительные услуги в коворкинг-центрах — например, секретариат, бухгалтерия — оплачиваются отдельно. Так, в DI Telegraph различные тарифы, включающие добавочные опции, варьируются от 18 тыс. до 99 тыс. руб. в месяц. В эту цену входит возможность размещения рекламы на различных доступных арендодателю площадках. Некоторые КЦ поддерживают систему абонементов.

Источник: РБК


Маленькие офисы в аренду
Другие новости рынка